Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Мухаммад (Мухаммед)



Изображение: 
Мухаммад (Мухаммед)

Мухаммад  (Мухаммед, Магомет), Ахмад б. ‘Абд Аллах (ок. 570—632) из рода хашим родоплеменной группы курайш — основатель религии ислама и первой общины мусульман.

Согласно изложению М. Б. Пиотровского, по представлениям мусульман Мухаммад — Пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.

Пророк Мухаммед

Мухаммед родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Мухаммада, мать — через несколько лет. Мухаммад воспитывался в доме своего деда ‘Абд ал-Мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Мухаммад нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Мухаммед не брал себе других жен. Она родила ему нескольких скончавшихся во младенчестве сыновей, в том числе Касима, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Мухаммед любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Мухаммаду было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем — речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман — Коран. Первоначально Мухаммад испугался начавшихся "откровений", но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово Божье. Первые "откровения", которые Мухаммед пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскресении мертвых, Дне суда и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха. Проповедь Мухаммада была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью — из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммад находился под защитой своего рода и его главы — Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Мухаммеда, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостивым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Мухаммед отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Мухаммада — явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих. В какой-то момент (ок. 618—620) возникла возможность компромисса с мекканцами. Мухаммад якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь — ал-Лат, ал-’Уззы и Манат, а мекканцы — пророческую миссию Мухаммада и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения — строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хадиджа, умер Абу Талиб. Мухаммед лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Мухаммаду в покровительстве. Мухаммад стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил, в безрезультатных поисках убежища, поездку в Та’иф. Наконец, ок. 620 он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба — крупного земледельческого оазиса примерно в 400 км к северу от Мекки. Жившие там, языческие и принявшие иудаизм арабские племена, находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Мухаммеда, признав его пророческую миссию как основу его авторитета. Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Мухаммед переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 8 раби’ I, т. е. 24 или 22 сентября 622. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т. е. по году переселения Мухаммада из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби ("город Пророка") или просто ал-Мадина (Медина). Мухаммад превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Мухаммеда были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединские мусульмане — ансары. Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Мухаммаде мессию из неиудеев, более того, высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Мухаммеда — мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Мухаммада. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем "лицемеров" (муна-фикун). Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Мухаммед все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке — "печати пророков", иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявляется о святости ал-Ка’бы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла). В Медине строятся первая мечеть, дом Мухаммада, устанавливаются основы мусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т. д. В проповедях Мухаммеда стали фиксироваться правила жизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину, азартные игры. Начинает особо выделяться положение Мухаммеда как посланника Аллаха. В "откровениях" появляются требования особого почтения к Мухаммаду, ему "ниспосылаются" исключения из некоторых запретов, обязательных для других. Таким образом, в Медине Мухаммад сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в "откровениях" и частично — в высказываниях, решениях и поступках самого Мухаммеда (хадис). Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 при Бадре мусульмане, возглавляемые Мухаммадом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах — на стороне мусульман. В 625 мекканцы подошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Мухаммад был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва. Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Мухаммада и упорный отказ от полного ему подчинения вызвали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Мухаммеда. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой. В 628 большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Мухаммеда становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Мухаммадом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Мухаммед совершил поклонение ал-Ка’бе, очистил ее от языческих идолов. Мухаммед, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632) еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада’). Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным вождям и царям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Мухаммадом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631—632 значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Мухаммадом.  В последние годы жизни Мухаммада определяет цель этого объединения — распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне / июле 632 в возрасте около 60—63 лет Мухаммад неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка). Со смертью Мухаммада прекратился прямой "контакт" общины с Аллахом, ею стали управлять халифы — заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммедом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Мухаммеда — Абу Бакр. После смерти Хадиджи Мухаммад заключал большое количество браков. Право Пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим "откровением". В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Мухаммада с различными родоплеменными группами. Любимой женой Мухаммеда предание считает ‘А’ишу дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Мухаммеда также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего во младенчестве и горько оплаканном Пророком. Согласно преданию, у Мухаммеда было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины. Мухаммад не оставил мужского потомства. Дочь Мухаммада Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верного друга ‘Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей — ал-Хасана и ал-Хусайна — происходят все довольно многочисленные в современном мусульманском мире потомки "семьи Пророка".

Как отмечает М. Б. Пиотровский, в современной науке существует общее мнение что Мухаммад действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, основал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Мухаммеда и преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т. д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка. Ислам в принципе не наделяет Мухаммеда никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возникает цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Мухаммаду грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Мухаммадом, — в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т. д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммеде сравнительно мало. В богословии Мухаммад стал примером "совершенного человека". Одна из главных частей исламского вероучения — сунна — есть, по сути дела, пример жизни Пророка как образец для поведения всех последующих поколений мусульман. Образы Мухаммеда и первоначальной мусульманской общины играют значительную роль в различных современных течениях ислама.

пророк Мухамед, Мухаммад пророк

(пророк Мухамед, Мухаммад пророк)




Теги: , , , ,
<