Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Макиавелли Никколо



Изображение: 
Николло Макиавелли

 (Николло Макиавелли),1469—1527 — итальянский общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. Род. в патрицианской, но обедневшей флорентийской семье. Во время восстановления республики во Флоренции играл достаточно видную роль в политической жизни, выполняя различные дипломатические поручения. После возвращения Медичи был удален отдел, что обеспечило ему досуг для занятия филос. трудами. Основные произведения Макиавелли: «Государь», «Рассуждения на I декаду Тита Ливия», «История Флоренции».

Суть мировоззрения Макиавелли определяли два основных принципа: антропологический и политический реализм, стремление к объединению Италии.

Макиавелли исходил из определенного понимания человеческой природы, которую он не считал ни однозначно доброй, ни однозначно злой. Однако политику следует, по его мнению, скорее исходить из того, что она зла. С именем Макиавелли связано возникновение реалистической политической философии, свободной от ханжеской христианской морали.

Происхождение гос-ва Макиавелли объяснял не с религиозных позиций, а через необходимость примирения противоречий между людьми, движимыми эгоистическими побуждениями. Различные политические режимы — способ обеспечения равновесия между постоянно находящимися в состоянии борьбы богатыми и бедными.

Человек — существо активное, деятельное. Не отказываясь от принципа судьбы, управляющей делами людей, Макиавелли в то же время высоко оценивал роль самого человека в творении своей жизни. Трактат «Государь» представляет собой своеобразное пособие для политика, сборник советов, как завоевать и удержать власть.

Добродетель государя — не в моральном совершенстве или следовании Божьим заповедям. Она — в способности к эффективной политической деятельности. Эта добродетель вполне совместима с жестокостью и вероломством в том случае, если интересы власти требуют жестокости и вероломства: «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Макиавелли не одобряет аморализма, но он пишет о реальности и не приносит ее в жертву абстрактной христианской морали.

В «Государе» Макиавелли явно обозначил свои политические предпочтения, а также указал цель, для достижения которой он считал приемлемыми даже грязные средства. Будучи сторонником республики, ради объединения Италии он был готов принять тиранию и служить ей.

Религию Макиавелли рассматривал с т.зр. политической пользы. В ней главное не истина, а выполнение общественной функции. Высоко оценивая значимость религии, Макиавелли утверждал, что «из всех прославляемых людей более всего прославляемы главы и учредители религий». Он считал, что «религия была одной из первейших причин счастья Рима». Современную ему католическую церковь Макиавелли критиковал за то, что распущенность клира подрывает религиозную веру в народе, а светская политика римских пап препятствует объединению Италии.

В филос. и политической мысли более позднего времени политический реализм Макиавелли был утрирован, а «макиавеллизм» стал синонимом беспринципности, аморализма в политике.

Opere. Milano; Napoli, 1954; Legazioni. Commissarie. Scritti di governo. Roma; Bari, 1973. Vol. 1—2; в рус. пер.: Соч. Макиавелли; Л., 1934. Т. 1; О военном искусстве. Макиавелли, 1939; История Флоренции. Л., 1973; Избр. соч. Макиавелли, 1982.

Источник: «Философский энциклопедический словарь".

(1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498–1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения: «Государь» (1513, впервые опубликован в 1532), «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» (1516–1517), «О военном искусстве» (1519- 1521), «История Флоренции» (1520–1525) и др. Отдавая симпатии «народу» (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, Макиавелли разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь «гордой» дохристианской Римской империи. С точки зрения Макиавелли, наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу. Макиавелли характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. Макиавелли ввел понятие «государственный интерес» для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.наз. «высшие государственные интересы». Целью действий правителя безусловно, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно Макиавелли, «правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи».) «Государь» Макиавелли – это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, Макиавелли не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал «новому государю» «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению Макиавелли, – это «славные преступления». С точки зрения Макиавелли, «ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами». При этом Макиавелли призывал уделять особое внимание «общему благу» – общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. (По Макиавелли, истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом Макиавелли был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума. Выступая в Древнем Риме как «необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства», религия, согласно убеждению Макиавелли, утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания: римскую этику самосохранения и самоутверждения Макиавелли ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества Макиавелли полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По Макиавелли, именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт: «Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание – хорошими законами, а хорошие законы – теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются». Стяжательство, по мнению Макиавелли, – это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий: человек у Макиавелли «скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества». Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить. Доблесть результативной преобразующей деятельности людей Макиавелли предлагал определять с помощью набора понятий virtu – основополагающего достоинства удачливого правителя – способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. Макиавелли считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же – удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., – гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи Макиавелли был изгнан. Макиавелли испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков Макиавелли были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди «отцов» Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что «Государь» написан рукой Сатаны». В 1559 все сочинения Макиавелли были включены в первый «Индекс запрещенных книг». Макиавелли писал: «Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно». (Самой известной попыткой литературного опровержения Макиавелли было сочинение Фридриха Великого «Антимакиавелли», написанное в 1740; в нем отмечалось: «Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о «Государе» Макиавелли – главу за главой, – чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие».) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике Макиавелли находится надпись: «Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени». Труды Макиавелли знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада: рефлексия над проблемами политики, по убеждению Макиавелли, должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августина: все помыслы и все творчество Макиавелли увязывались с пафосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования – как искусство создания и усиления государственной власти.

А.А. Грицанов

Источник: «Новейший философский словарь".

(1469—1527) — ит. общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. Род. в патрицианской, но обедневшей флорентийской семье. Во время восстановления республики во Флоренции играл достаточно видную роль в политической жизни, выполняя различные дипломатические поручения. После возвращения Медичи был удален отдел, что обеспечило ему досуг для занятия филос. трудами. Основные произведения Макиавелли: «Государь», «Рассуждения на I декаду Тита Ливия», «История Флоренции».

Суть мировоззрения Макиавелли определяли два основных принципа: антропологический и политический реализм, стремление к объединению Италии.

Макиавелли исходил из определенного понимания человеческой природы, которую он не считал ни однозначно доброй, ни однозначно злой. Однако политику следует, по его мнению, скорее исходить из того, что она зла. С именем Макиавелли связано возникновение реалистической политической философии, свободной от ханжеской христианской морали.

Происхождение гос-ва Макиавелли объяснял не с религиозных позиций, а через необходимость примирения противоречий между людьми, движимыми эгоистическими побуждениями. Различные политические режимы — способ обеспечения равновесия между постоянно находящимися в состоянии борьбы богатыми и бедными.

Человек — существо активное, деятельное. Не отказываясь от принципа судьбы, управляющей делами людей, Макиавелли в то же время высоко оценивал роль самого человека в творении своей жизни. Трактат «Государь» представляет собой своеобразное пособие для политика, сборник советов, как завоевать и удержать власть.

Добродетель государя — не в моральном совершенстве или следовании Божьим заповедям. Она — в способности к эффективной политической деятельности. Эта добродетель вполне совместима с жестокостью и вероломством в том случае, если интересы власти требуют жестокости и вероломства: «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Макиавелли не одобряет аморализма, но он пишет о реальности и не приносит ее в жертву абстрактной христианской морали.

В «Государе» Макиавелли явно обозначил свои политические предпочтения, а также указал цель, для достижения которой он считал приемлемыми даже грязные средства. Будучи сторонником республики, ради объединения Италии он был готов принять тиранию и служить ей.

Религию Макиавелли рассматривал с т.зр. политической пользы. В ней главное не истина, а выполнение общественной функции. Высоко оценивая значимость религии, Макиавелли утверждал, что «из всех прославляемых людей более всего прославляемы главы и учредители религий». Он считал, что «религия была одной из первейших причин счастья Рима». Современную ему католическую церковь Макиавелли критиковал за то, что распущенность клира подрывает религиозную веру в народе, а светская политика римских пап препятствует объединению Италии.

В филос. и политической мысли более позднего времени политический реализм Макиавелли был утрирован, а «макиавеллизм» стал синонимом беспринципности, аморализма в политике.

Opere. Milano; Napoli, 1954; Legazioni. Commissarie. Scritti di governo. Roma; Bari, 1973. Vol. 1—2; в рус. пер.: Соч. Макиавелли; Л., 1934. Т. 1; О военном искусстве. Макиавелли, 1939; История Флоренции. Л., 1973; Избр. соч. Макиавелли, 1982.

Источник: «Философский энциклопедический словарь".

(1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498–1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения: «Государь» (1513, впервые опубликован в 1532), «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» (1516–1517), «О военном искусстве» (1519- 1521), «История Флоренции» (1520–1525) и др. Отдавая симпатии «народу» (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, Макиавелли разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь «гордой» дохристианской Римской империи. С точки зрения Макиавелли, наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу. Макиавелли характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. Макиавелли ввел понятие «государственный интерес» для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.наз. «высшие государственные интересы». Целью действий правителя безусловно, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно Макиавелли, «правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи».) «Государь» Макиавелли – это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, Макиавелли не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал «новому государю» «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению Макиавелли, – это «славные преступления». С точки зрения Макиавелли, «ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами». При этом Макиавелли призывал уделять особое внимание «общему благу» – общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. (По Макиавелли, истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, Макиавелли настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом Макиавелли был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума. Выступая в Древнем Риме как «необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства», религия, согласно убеждению Макиавелли, утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания: римскую этику самосохранения и самоутверждения Макиавелли ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества Макиавелли полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По Макиавелли, именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт: «Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание – хорошими законами, а хорошие законы – теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются». Стяжательство, по мнению Макиавелли, – это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий: человек у Макиавелли «скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества». Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить. Доблесть результативной преобразующей деятельности людей Макиавелли предлагал определять с помощью набора понятий virtu – основополагающего достоинства удачливого правителя – способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. Макиавелли считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же – удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., – гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи Макиавелли был изгнан. Макиавелли испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков Макиавелли были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди «отцов» Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что «Государь» написан рукой Сатаны». В 1559 все сочинения Макиавелли были включены в первый «Индекс запрещенных книг». Макиавелли писал: «Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно». (Самой известной попыткой литературного опровержения Макиавелли было сочинение Фридриха Великого «Антимакиавелли», написанное в 1740; в нем отмечалось: «Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о «Государе» Макиавелли – главу за главой, – чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие».) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике Макиавелли находится надпись: «Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени». Труды Макиавелли знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада: рефлексия над проблемами политики, по убеждению Макиавелли, должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августина: все помыслы и все творчество Макиавелли увязывались с пафосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования – как искусство создания и усиления государственной власти.

А.А. Грицанов

Источник: «Новейший философский словарь".


Автор: ,
<