Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Фрейд Зигмунд



Изображение: 
Фрейд Зигмунд

Зигмунд Фрейд

(Сигизмунд Шломо Фрейд) (06.05.1856-23.09.1939) – австрийский невролог, психиатр, родоначальник психоаналитического направления в психологии. Основные работы по психологии религии: «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939). Ещё в 1909 году по приглашению Стэнли Холла Зигмунд Фрейд прочитал ряд лекций по психоанализу, однако основное развитие идеи Фрейда получили в Европе. Работа «Тотем и табу» имеет подзаголовок «Психология первобытной культуры и религии». Задача работы – применить методы и выводы психоанализа к психологии народов, разрабатываемой Вильгельмом Вундтом. Табу, по его мнению, до сих пор существует в современном обществе, однако в несколько видоизменённом виде, а именно – в категорическом императиве И. Канта, «золотом правиле нравственности», в то время как тотемизм является почти совсем чуждым нашему мышлению, однако, может быть ещё наблюдаем у детей. Фрейд полагал, что душевнобольные, невротики находятся на одном уровне с первобытным человеком, и изучение их поведения может дать нам ключ к пониманию изначальных процессов формирования мировосприятия. Фрейд начинает с исследования значимости инцеста в тотемизме. В основании тотемизма лежит запрет на браки между членами одного тотема, что обусловливает невозможность половой связи между родственниками. Нарушение запрета карается, в подавляющем большинстве случаев, смертью. Фрейд даёт объяснение данному феномену следующим образом: психоанализ показывает, что первые желания мальчика инцестуозны, направлены на его мать и сестру, однако психоанализ же и показывает, каким образом мальчик освобождается от этих желаний. Невротик же либо постоянно возвращается к инфантилизму, либо не до конца преодолел его, и его отношение к родителям становится источником психического расстройства. Запрет на инцест в тотемизме, полагает Фрейд, свидетельствует о том, что древние народы чувствовали угрозу в инцестуозных желаниях, и полагали необходимым их упреждение. Психоаналитический анализ табу, по мнению учёного, показывает, что в основании такого запрета лежит, прежде всего, амбивалентность человека, его бессознательное, с одной стороны, и механизм вытеснения, с другой. Именно поэтому человек, нарушивший табу, сам является табу, поскольку он являет собой опасность того, что ему начнут подражать, захотят преступить запрет. Фрейд обосновывает параллелизм между табу и неврозом навязчивости. Так амбивалентность отношения народа к избранному царю обусловлена тем, что, с одной стороны, он признаёт царя властелином, вышестоящим, по своим сверхпризнакам относящимся к табу; с другой стороны, присутствует определённое недоверие к царю, и именно на него возлагается ответственность за все несчастья. Табу покойников, по мнению Фрейда, вытекает из противоположности между сознательной болью и бессознательным удовлетворением по поводу смерти. Именно поэтому, полагает Фрейд, опасаться приходилось, прежде всего, близким родственникам умершего. Так, Фрейд пишет: «На этом одном примере сравнения табу с неврозом навязчивости уже можно видеть, каково отношение отдельных форм невроза к формам культурного развития и почему изучение психологии неврозов важно для понимания культурного развития. Неврозы, с одной стороны, показывают резкое и глубокое сходство с большими социальными произведениями искусства, религии и философии, а с другой стороны, они производят впечатление искажения последних. С некоторой смелостью можно утверждать, что истерия представляет собой карикатуру на произведение искусства, невроз навязчивости - карикатуру на религию, параноический бред - карикатурное искажение философской системы». Фрейд полагает, что в основании тотемизма лежит убийство отца сыновьями (предположительно, забили камнями, что, по мнению Фрейда, обосновывает традицию возводить курганы), которые, с одной стороны, его боялись и почитали, и, с другой стороны, видели в нём источник запрета обладания женщиной. Впоследствии сыновья раскаялись, обожествили отца в виде тотемного предка, установили табу на инцест и запрет на убийство тотема. «Тотемическая религия произошла из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорблённого отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами, в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну и ту же цель – реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не даёт покоя человечеству», - писал учёный. В работе «Психология масс и анализ человеческого Я» Фрейд рассматривает церковь как искусственную массу, требующую внешнего насилия для своего сохранения. Фрейд анализирует убеждение, что «глава», в случае с церковью, разумеется, Христос, одинаково любит каждого индивида, входящего в массу, и без этого убеждения масса развалится. Каждый принадлежащий массе испытывает либидозную любовь к вождю и другим участникам массы, и в то же время религия должна быть жестокой и немилосердной к тем, кто к ней не принадлежит. Если религиозная нетерпимость не ярко выражена, то это свидетельствует о недостаточной интенсивности религиозного чувства. Небольшая работа «Будущее одной иллюзии» является ключевой для теории религии. Фрейд толкует религию как то, что возникает из беспомощности человека перед противостоящими ему силами природы и внутренними инстинктивными силами. Религия появляется на ранней ступени развития человечества, когда человек ещё не может применить разум, чтобы справиться с этими внешними и внутренними силами, и должен подавлять их или управлять ими, прибегая к помощи контраффектов и других эмоций, функция которых -  в подавлении и контроле над тем, с чем разум не справляется. При этом человек создаёт то, что Фрейд называет «иллюзией», материал для которой берётся из индивидуального детского опыта человека, которая, в свою очередь, основывается на желаниях человека. Ощущая опасные, неуправляемые и непонятные силы внутри и вовне себя, человек как бы припоминает своё детский опыт и возвращается к тому времени, когда он чувствовал, что находится под защитой отца, обладающего высшей мудростью и силой, и мог завоевать его любовь и защиту, подчиняясь приказаниям и стараясь не нарушать запреты. Религия, согласно Фрейду, это повторение детского опыта. Человек защищается от угрожающих ему сил так же, как в детстве; он учится справляться с собственной уязвимостью, полагаясь на отца, восхищаясь им и страшась его. Фрейд связывает религию с детскими неврозами навязчивости. Для него религия – это коллективный невроз, вызванный обстоятельствами, сходными с теми, которые вызывают детский невроз. Как психоаналитик Фрейд отмечает, что этот невроз проходит, как правило, сам собой по прошествии определённой стадии, либо же в каких-то случаях требует психоаналитического вмешательства. В связи с этим Фрейд полагает, что религия, как форма невроза, на определённой стадии развития будет преодолена, отброшена, как следствие некоего переходного периода. Более того, говорит Фрейд, религия опасна, потому что 1) освящает дурные человеческие установления, с которыми она была связана на всём протяжении своей истории; 2) далее, приучая людей верить в иллюзии и налагая запрет на критическое мышление, религия ответственна за обнищание умственных способностей. 3) кроме того, религия – слишком шаткая основа для морали. Знаменитый аргумент, который приводит Фрейд: если правильность этических норм определяется тем, что это суть заповеди божии, то будущее этики оказывается зависимым в своём существовании от веры в бога. Религия угрожает именно идеалам и ценностям, каковыми по Фрейду, являются братская любовь, истина и свобода. Если человек отбрасывает иллюзию отеческого бога, если он осознаёт своё одиночество и свою незначительность во Вселенной, то становится похож на ребёнка, покинувшего отчий дом. Но задачей человеческого развития является как раз преодоление инфантильной привязанности. Человек должен научиться иметь дело с реальностью. Только свободный человек, т.е. освободившийся от власти авторитета, власти, которая одновременно угрожает и защищает, может правильно употребить разум и понять мир и свою роль в нём объективно, не впадая в иллюзии. Проблема культуры в целостном облике сводима, по Фрейду, к следующим вопросам: каков уровень низшего предела, до которого допустимо искусственно минимизировать человеческие влечения и желания; насколько этот процесс сочетаем с неотвратимыми отказами; каков механизм социальной компенсации этих жертв индивидам со стороны общества. «Человек Моисей и монотеистическая религия» является одной из последних работ Фрейда. Учёный предлагает версию, согласно которой Моисей был египтянином, последователем монотеистической реформы Эхнатона, который, после смерти последнего, пытался ввести монотеистический культ у евреев, однако был ими убит. Впоследствии появился другой законодатель, под тем же именем, и под влиянием арабов-мадианитян бог вулканов Яхве приобретает черты единого мирового бога Атона. Фрейд полагал, что у древних евреев повторилось убийство отца, по отношению к которому потом наступило раскаяние, и он и его религия были приняты. Убийство и воскрешение Христа Фрейд рассматривает также с этой позиции, и полагает причастие древним отголоском тотемической трапезы.


Автор: , , ,
<