Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Феноменология религии в 20 веке



Изображение: 

С 1920-х годов научное исследование религии менее заинтересовано в грандиозных объединяющих повествованиях и больше ориентировано на конкретные религиозные традиции и убеждения. Антропологи, такие как Эдвард Эванс-Притчард (1937/1965) и Бронислав Малиновский (1925/1992), больше не полагались исключительно на отчеты из вторых рук (как правило, низкого качества и из искаженных источников), но занимались серьезной полевой работой. Их этнографии показали, что культурный эволюционизм был ошибочным и что религиозные убеждения были более разнообразными, чем предполагалось ранее. Они утверждали, что религиозные убеждения не были результатом незнания натуралистических механизмов. Например, Эванс-Притчард отметил, что люди народности Азанде прекрасно понимают, что их дома могут рухнуть, потому что термиты разъедают их основания, но они все еще обращаются к колдовству, чтобы объяснить, почему разрушился какой-то дом. Совсем недавно Кристин Легар и коллеги (2012) обнаружили, что люди в разных культурах прямо сочетают сверхъестественные и естественные объяснения, например, южноафриканцы осознают, что СПИД вызван вирусом, но некоторые также считают, что вирусная инфекция в конечном итоге вызвана ведьмами.
Психологи и социологи религии также стали сомневаться в том, что религиозные убеждения уходят корнями в иррациональность, психопатологию и атипичные психологические состояния, как предположил Джеймс (1902) и другие ранние психологи. В Соединенных Штатах, в конце 1930-х - 60-х годах, психологи развивали новый интерес к религии, чему способствовало наблюдение, что религия отказалась от упадка, тем самым ставя под сомнение тезис о секуляризации, и, похоже, пережила значительное оживление (см. Stark 1999 Для обзора). Психологи религии сделали все более тонкие различия между типами религиозности, в том числе внешнюю религиозность (будучи религиозной как средство достижения цели, например, получение преимуществ от того, чтобы быть в социальной группе) и внутренняя религиозность (люди, которые придерживаются религий для Ради их учения) (Allport and Ross 1967). Психологи и социологи теперь обычно изучают религиозность как независимую переменную, влияя, например, на здоровье, преступность, сексуальность и социальные сети. Недавнее развитие в научном исследовании религии - это познавательная наука о религии. Это многодисциплинарная область с авторами, среди прочего, психологии развития, антропологии, философии и когнитивной психологии. Он отличается от других научных подходов к религии своей предпосылкой, что религия не является чисто культурным феноменом, а результатом обычных, раннеразвитых и универсальных человеческих когнитивных процессов (например, Barrett 2004, Boyer 2002).
Некоторые авторы рассматривают религию как побочный продукт когнитивных процессов, которые не имеют развитой функции, характерной для религии. Например, согласно Полю Блуму (2007), религия выступает в качестве побочного продукта нашего интуитивного различия между умами и телами: мы можем думать о разуме как о продолжении, даже после того, как тело умирает (например, приписывая желания мертвому члену семьи), которая делает веру в загробную жизнь и в бестелесных духах естественной и спонтанной. Другое семейство гипотез рассматривает религию как биологический или культурный адаптивный ответ, который помогает людям решать совместные проблемы (например, Bering 2011). Благодаря своей вере в больших, могущественных богов, которые могут наказать, люди ведут себя более тесно, что позволяет размерным группам людей расширяться за пределы небольших сообществ охотников и собирателей. Группы с верой в больших богов, таким образом, вытесняют группы без таких убеждений в отношении ресурсов во время Неолита, что объясняет нынешний успех веры в таких богов (Норензаян, 2013). 


© специально для Relig.info

Теги: , , , ,

Холи был первоначально праздником весны и плодородия, празднованием урожая. К нему также приурочены некоторые...

Тик Нат Хан – один из самых авторитетных деятелей современной буддийской религии. Тик Нат Хан является всемирно...

Вера ребенка

Подлинную сенсацию в мировых научных и интеллектуальных кругах вызвало открытие ученых из британского Бристольского...

Зурванизм – исчезнувшее в наши дни древнее направление зороастризма, приверженцы которого верили в божество...

<