Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Манас



Изображение: 
Манас

Манас

Очень часто переводится как ум, поскольку это его буквальное значение. Однако слово «ум» в западном употреблении, в особенности в философии, приобрело гораздо более широкий смысл, чем «манас». Так что перевод этот часто сбивает с толку. Манас имеет также значение более высокого Эго или чувствующего перевоплощающегося принципа в человеке. Именно манас делает человека разумным и нравственным существом. Это — первая отличительная черта человека, когда его противопоставляют животным и неразумным духовным существам некоторого порядка.

(санскрит) Разум. Внутренний аппарат, инструмент мышления, функциональный комплекс, воспринимающий, оценивающий, обобщающий и преобразующий информацию, поступающую от органов чувств (индрия). На ее основе он создает информацию более высокого уровня. Манас способен различать внутреннее и внешнеё, субъект и объект, материальное и идеальное. Используя логику, он создает концепции. Созданную им информацию манас может передавать на более низкие уровни сознания, реализуя механизм обратной связи. Он обусловливает способность сознания к различению и входит в совокупный внутренний орган (антахкарана), ответственный за ментальные функции человека. В ведах манас выступает как мысль, спонтанно возникающая у Брахмана при его пробуждении. Согласно «Ригведе», манас локализуется в области сердца. В пурва-мимансе утверждается, что он испытывает боль, отвращение, блаженство и т.п. Санкхья считает его образованием из трех гун, связанное с кармой и представляющее самостоятельную категорию (таттва). Йога предполагает, что он связан с духом, душой (пуруша), с «я» и высшим разумом (буддхи). В ньяя-вайшешике манас называют субстанцией. В традиционной индийской медицине (аюрведа) считается, что манас и буддхи определяют психофизиологический тип личности. Джайнизм признает его материальность. Буддийская школа мадхьямика утверждает, что он пустотен, как и весь мир. Школы вайбхашика, саутрантика признают его реальность. В виджнянаваде манас выступает как шестой вид сознания в восьмичастной модели (астаявиджняна). Манас входит в контакт с космическим аспектом высшего сознания (алаявиджняна). Его отождествляют с читтой и виджняной, трактуют как самосознание или как непросветленное, непробужденное сознание. Называют индрией разума, сознанием предыдущего момента (анантаратита), одним из девятнадцати ртов, врат, через которые происходит восприятие мира. Считают, что трансформация сознания в процессе духовной практики происходит при участии манаса. В буддизме с ним связывают способность человека актуализировать дхармы и проецировать их в мир, создавая ментальные конструкции (кальпана, викальпана). Термин «манас» (мано) образует словосочетания типа «маноратха» (мечты), «маногата» (сокровенная мысль), «маноджата» (порожденный умом, мысленный).




Теги: ,

Манас, Что такое Манас
<