Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Ламаизм



Изображение: 
Ламаизм

Ламаизм, одно из течений в буддизме; распространено в автономных районах Тибета и Внутренней Монголии (КНР), МНР, а также в отдельных районах Непала и Индии.

Процесс складывания Ламаизма начался в Тибете, куда буддизм в форме Махаяны проник из Индии в 7 в., одновременно с созданием там первого единого государства (7—9 вв.). К концу 8 в. буддизм стал господствующей религией Тибета, здесь был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монастырское землевладение. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Ламаизма связано с так называемым поздним распространением буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й половине 10 в. Наступившая в этот период феодальная раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее значительными были Кадампа (основан в середине II в.), Сакьяпа (II в.), Каджупа (II в.), Кармана (12 в.) и др.

В конце 14 — начале 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (так называемые желтошапошники), основанная Цзонкабой (1357—1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы.

К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617—82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам — вторых (после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви. В 16—17 вв. Ламаизм стал господствующей религией в Монголии, куда он проник из Тибета; тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в район Поволжья. В 16—17 вв. Ламаизм распространился в Туве, с конца 17 в. начал распространяться в Бурятии.

Теоретические основы Ламаизма изложены в двух основных канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам. Канджур и Танджур переведены с тибетского на монгольский язык.

Кроме черт, присущих махаянистскому направлению буддизма в целом, Ламаизм обладает рядом особенностей. Как религия Ламаизм чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Ламаизме большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Ламаизма характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю-ламе. Особая роль придаётся бодхисаттвам не только как наставникам на пути «освобождения», но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисаттв выделяется Авалокитешвара — «милосердный», подобную роль играют и некоторые будды, например Майтрея — будда «грядущего». В Ламаизме на основе концепции перерождений была создана теория воплощений будд, бодхисаттв, божеств в определённых лиц, называемых тулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области философии Ламаизм ограничивался комментированием переводных текстов.

Экономическую основу господства Ламаизма составляло крупное монастырское землевладение. Ламаизм являлся значительным тормозом на пути экономического, социального и культурного развития народов, среди которых он был распространён. В настоящее время ламаистское духовенство в основных районах распространения Ламаизма утратило свои былые экономические и политические позиции.

- - - - -

ЛАМАИЗМ — тибетская разновидность буддизма. Окончательно отстроена в кон. 14 — нач. 15 в. тибетским монахом и философом Цзонхавой, который решил реформировать существовавшую с 11 в. буддийскую секту кадампа, желая вернуться к "первоначальному" учению, а также поднять авторитет монахов (лам). Теория ламаизма излагается в 108-томном собрании, именуемом "Ганджур". Л. уделяет гораздо большее внимание внешним, второстепенным атрибутам буддизма. Для ламаизма характерно: 1) усиление влияния жречества как особой группы людей, отвечающих за Спасение самих себя и других; 2) "наследственность" сана великого ламы; 3) тщательнейшая разработка медитативных упражнений различного рода — достижение кататонии, левитация, путешествия духа; 4) чрезвычайно детализированная астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем, например, китайская или даже индийская; 5) высокоразвитая тибетская медицина, включающая богатейшую номенклатуру лекарственных растений, пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты рождения и текущей ситуации. В отличие от буддизма Махаяны, равно как дзен-буддизма в Китае и Японии, предполагающих, прежде всего, открытость Пути (см. Благородный Восьмистадийный Путь), его доступность всем и каждому, ламаизм скорее хинаянского толка (см. Хинаяна), открывающий эту возможность лишь посвященным. Кроме этого, ламаизм, хотя и восходит к буддизму, вырос на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом у совсем диких народов и кончая религией бон-по. Таким образом, ламаизм можно трактовать как частное, специальное учение в основном прикладного, т. е. магического, характера.




Теги: , , , ,

Ламаизм, Что такое Ламаизм
<