Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Капуцины



Изображение: 
Капуцины

Капуцины (от итал. "остроконечный капюшон") — в католичестве — представители нищенствующего монашеского ордена, основанного в 1525 в Италии в целях противостояния Реформации. Были официально утверждены Римским Папой в 1529. Вначале входили в состав францисканцев. Обрели самостоятельность в 1619. Активно проводили политику Контрреформации. Существуют по настоящее время, проводя разнообразные миссионерские акции.

- - -

Ордена капуцины возник в XVI в. в Италии в условиях предшествовавшего Тридентскому собору движения церкапуцины обновления, а также реформ, осуществлявшихся в Ордене св. Франциска после его разделения в 1517 на конвентуальных францисканцев (конвентуализм) и францисканцев-обсервантов (обсерванция).

Францисканец-обсервант из итал. провинции Анконская Марка Маттео да Башио (ум. в 1552) положил начало капуцинской реформе в 1525, однако его идеи не получили поддержки на провинциальном капитуле обсервантов. Тогда Маттео отправился в княжество Камерино, где получил поддержку местного епископа и княгини Катарины Чибо; в 1526 к нему присоединились братья Людовико и Рафаэле да Фоссомброне, вместе с которыми он с 1528 занялся распространением реформы (при этом община капуцинов вплоть до 1619 находилась в юрисдикции конвентуальных францисканцев). Папа Климент VII буллой Religionis zelus (3.07.1528) утвердил новую  общину, получившую название «Меньшие братья отшельнической жизни», которое было закреплено в монаш. конституции, принятой на первом капитуле в Альбачино в 1529.

Хотя впоследствии Маттео (первый настоятель общины) и Л. да Фоссомброне (позднее также избранный настоятелем) вернулись к обсервантам, а в 1542 глава общины капуцинов Бернардино Окино (ум. в 1564) перешел в кальвинизм (что вызвало серьезное потрясение в ордене), численность капуцинов быстро росла; к 1571 в Италии было 3300 капуцинов В 1574 орден начал свою деятельность во Франции, затем в Испании (1578), Швейцарии (1581), Бельгии (1585), (1593), Богемии (1599), Баварии (1600), Ирландии (1615). Орден капуцинов был окончательно утвержден буллой Папы Пия IV Pastoralis officii cura от 2.04.1560. Булла Папы Павла V Alias felicis recordationis от 28.01.1619 провозгласила полную автономию капуцинов и признала за главой ордена титул генерального министра. На ген. капитуле 1643 была принята новая ред. монаш. конституции капуцинов.

В течение 1-го века своего существования орден принес многочисл. плоды святости. Первым из капуцинов был канонизирован Феликс да Канталиче (ум. в 1587). В числе капуцинов, причисленных к лику святых, также Серафим да Монтегранаро (ум. в 1604), Иосиф да Леонесса (миссионер в Константинополе, ум. в 1612), Лаврентий Бриндизийский (Учитель Церкви, ум. в 1619), Фидель Сигмарингенский (ум. в 1622); Иеремия да Валахия (ум. в 1625) был беатифицирован.

Среди дух. писателей-капуцинов — итальянец Джованни да Фано, написавший труд Искусство согласия (1536), англичанин Бенедикт из Канфилда (Правило совершенства, 1609) и француз Лаврентий Парижский (Дворец Божественной любви, 1614). Свящ.-капуцин Жозеф дю Трамбле (ум. в 1638), ближайший советник кард. Ришелье, прозванный «серым кардиналом», также был известным дух. писателем и ревностным покровителем миссий.

Многие капуцины помогали заключенным, опекали солдат, оказывая им дух. поддержку и заботясь о раненых. Особыми заслугами отмечена деятельность Марко д’Авиано (ум. в 1699), «ангела-хранителя Гамбурга», вдохновителя императорских антитурецких кампаний и легата нескольких Римских пап.

Орден неуклонно развивался: если в 1650 он насчитывал 21 830 монахов и 1428 монастырей, то в 1761 — уже около  35 тыс. монахов и 1730 монастырей.

С кон. XVIII в. для капуцинов наступил период тяжелых испытаний. Политика галликанства и иосифизма, полит. события, последовавшие за Французской революцией (во время которой многие капуцины приняли мученическую смерть), и гонения со стороны либералов и масонов разрушили структуру ордена; мн. монастыри были ликвидированы, а на вступление в орден новых монахов в ряде стран (в т.ч. Франции и Испании) были наложены жесткие ограничения со стороны властей. Между 1789 и 1847 не состоялось ни одного ген. капитула капуцинов, управление орденом осуществляли либо викарии, либо ген. прокураторы, назначавшиеся Св. Престолом. В 1847 ген. настоятелем капуцинов стал Венанцио Бурдезио (1820–64), деятельность которого послужила постепенному возрождению ордена, в т.ч. во Франции, Баварии и Нидерландах, где было основано много новых монастырей. Последующие ген. настоятели капуцинов продолжили расширение деятельности ордена; особенные заслуги в этом принадлежат Э. Христену (1837–1909), реорганизовавшему пастырскую и миссионерскую работу капуцинов и учредившему в 1884 офиц. печатный орган капуцинов — Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.

В 1908 капуцины открыли в Риме междунар. Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского. В 1940 в этой коллегии разместились Исторический ин-т, занимающийся исследованием истории ордена, библиотека Серафико Каппуччино, науч. журнал Collectanea Franciscana, который в библиогр. обозрении с 1929 рецензирует все серьезные труды по францисканству (в области орденского права, богословия, философии, духовности, миссионерства, искусства и т.д.).

Среди капуцинов XX в., причисленных к лику святых, — польский свящ. Гонорат Козьминьский, мученики Гражданской войны в Испании (1936–39), хорватский свящ. Леопольд Мандич, служивший в Падуе и прозванный «узником исповедальни», свящ.-мистик Пий из Пьетрельчины (Падре Пио). В наст. время ведутся процессы беатификации и других капуцинов, напр. кард. Гульельмо (Лоренцо Антонио) Массайи (1809–89) и армян. катол. еп. Кирилла Зограбяна (1881–1972).

В 2002 орден насчитывал 11 302 монаха (из них 7165 свящ.) и 1615 монастырей.

Орден капуцинов положил начало более чем 11 500 общинам терциариев, ныне насчитывающим около 73 тыс. членов; он опекает монастырские общины капуцинок и несколько десятков конгрегаций, большей частью женских, присоединенных к капуцинам.

Духовность. капуцины характеризуются аскетическим образом жизни, созерцательной формой духовности, проповеднической деятельностью, делами милосердия. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии погибло более 400 капуцинов, ухаживавших за больными. Самоотверженность капуцинов в Испании и Франции во время эпидемии 1656–57, когда умерло 311 братьев, в 1663 была удостоена публичной благодарности короля Людовика XIV.

Апостольские  труды капуцинов были по достоинству оценены простыми людьми, за радушие и щедрость называвшими капуцинов «братьями народа».

Капуцины вели исследования в области библеистики, напр. в Климентинской Академии, основанной монахом-капуцином Луи из Пуйе (ум. в 1782) в Париже, и богословия, следуя прежде всего традициям Бонавентуры и Дунса Скота.

Проповедническая деятельность капуцинов во мн. странах Европы была настолько плодотворной, что Папа Бенедикт XIV с 1743 закрепил за ними почетную должность проповедников Апост. дворца, которую они исполняют до сегодняшнего дня.

Миссионерская деятельность. Первыми миссионерами из числа капуцинов были Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя, отправившиеся из Италии через Константинополь в Египет и принявшие смерть от рук мусульман в Каире. В 1569 итальянские капуцины обосновались на Крите, позднее вели миссион. деятельность в Хорватии и Боснии (1594), в Египте среди коптов (1605–06) и Греции (1625). Иосиф да Леонесса вместе со своими сподвижниками из парижской пров. капуцинов в 1587 основал миссион. центр в Константинополе для пастырской опеки католиков, находившихся в плену у турок.  В 1626 французские капуцины начали работать в Алеппо (Сирия), где их миссия сохранилась до XVIII в., а в 1627 — в Армении.

По инициативе Конгрегации по распространению веры франц. капуцины отправились в Индию, где в 1641 основали миссион. центр в Мадрасе, а в 1671 — в Путтуччери.

В 1703 Конгрегация по распространению веры поручила итальянским капуцинам миссию в Тибете и Непале, но вследствие полит. трудностей они были вынуждены в 1745 отправиться работать в Сев. Индию; в 1820 был учрежден апост. викариат Тибета и Индостана под руководством капуцинов; с 1842 капуцины работали в Китае. В 1709–60 в Грузию были направлены для миссион. служения 55 капуцинов.  Один из них, Бернардино да Наполи (ум. в 1707), оставил ряд сочинений на груз. яз., перевел на груз. яз. Катехизис Роберта Беллармина и Филотею Франциска Сальского.

В Африке миссион. служение капуцинов начал в 1600 Амброджо да Сончино (1546–1601), опекавший католиков, находившихся в рабстве в Алжире. В 1618 капуцины прибыли по просьбе короля Альвара III в Конго, а после его смерти в 1622 стали работать в Тунисе и Марокко (миссия капуцинов в Конго возобновилась лишь в 1910). Французские капуцины, в т.ч. Ж. дю Трамбле, в 1635 основали миссию в Сенегале и на островах Зелёного Мыса (Кабо-Верде). В Эфиопии с 1635 несли миссион. служение франц. капуцины — Агатангел из Вандома и Кассиан из Нанта, однако после их мученической смерти в 1637 миссия прекратила свое существование. Испанские капуцины основали в 1645 миссию в Нигерии, в 1648 — в Бенине, но ввиду сопротивления порт. властей в 1650-е были вынуждены покинуть эти территории.

В 1632 франц. капуцины основали постоянные миссии в Сев. Америке, с 1633 работали на Антильских островах, в 1681–1704 — на Гаити, где возобновили деятельность в 1768. В 1699 они начали работать в Бразилии, но из-за франко-порт. войны были вынуждены покинуть эту страну; с 1705 там несли миссион. служение итал. капуцины, организовавшие апост. префектуры в городах Багио, Пернамбуку (1725) и Рио-де-Жанейро (1730). В сер. XVII в. испанские капуцины стали действовать в Венесуэле. С 1865 итальянские капуцины работали в Уругвае, с 1878 — в Чили. В XIX в. миссии капуцинов существовали также в Гватемале, Пуэрто-Рико и на Кубе.

Создателем постоянной миссии капуцинов в Эфиопии в 1845 стал Г. Массайя; в 1863 миссию в этой стране поручили французским капуцинам (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 была создана ветвь капуцинов эфиопского обряда, священники которой получают подготовку в семинарии в Адиграте.

В Вост. Европе. В 1705 царь Пётр I подписал в Гродно грамоту, разрешающую капуцинам поселиться в Москве. Однако этим разрешением капуцины смогли воспользоваться только в 1720, благодаря Патрицию из Милана (ум. в 1753), принадлежавшему к груз. апост. префектуре, вверенной с 1661 итальянским  капуцинам.

Миссия капуцинов в Москве находилась в ведении префекта Грузии до 1722, а в 1731 стала апост. префектурой. В ведении префекта Москвы находились резиденция в Астрахани и осн. в 1731 миссия капуцинов на Украине.

В Астрахань капуцины приехали в ответ на просьбу местных католиков, направленную 10.09.1710 в Рим, (в хронике катол. прихода Астрахани упоминается также о монахе-капуцине Соттере, построившем деревянную катол. церковь в этом городе в 1630); первым прибыл Антонио Мария д’Амелия Луалда (ум. в 1741). В 1710 при катол. храме в Астрахани открылась школа, руководимая капуцинами, которая более ста лет была единственной школой в городе. В 1722 ее посетил Пётр I; в ней учились А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский. Д-р медицины Ромуальдо а Понто, участник миссии капуцинов в Астрахани, пользовался большим уважением жителей губернии, его покровителем стал калмыцкий хан Дондук-Даши. Усилиями Р. а Понто были построены каменный храм, госпиталь и аптека. Капуцины покинули Астрахань в 1805.

21.06.1720 Венустио из Фрибурга и др. капуцины в сопровождении францисканцев-реформатов (OFMRef) прибыли (через Вильнюс и Ригу) в С.-Петербург, несмотря на подозрения и недоброжелательство рос. офиц. лиц. В февр. 1719 в С.-Петербург приехал Патриций из Милана, чтобы получить разрешение на строительство каменной церкви в Астрахани. Взаимное недопонимание между францисканцами-реформатами и капуцинами вынудили последних оставить С.-Петербург и отправиться в Москву, за исключением А. да Швица (ум. в 1761), который продолжил апост. деятельность в С.-Петербурге. В правление имп. Екатерины II капуцины уехали из России и продолжили свою деятельность в Грузии.

Ветвь капуцинов византийского обряда была создана в Галиции по инициативе митр. А. Шептицкого. Это начинание получило поддержку Папы Пия XI, по указанию которого два голландских капуцина были направлены в 1925 на учебу в Папский Вост. институт. 16.12.1931 свящ.-капуцин Гендальф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с тремя собратьями по ордену при поддержке еп. З. Лозиньского он основал первую общину капуцинов византийского обряда в Лубешове (Польша); первая визант. литургия была отслужена 10.12.1933. В 1932 капуцины визант. обряда открыли школу, а в 1937 — новициат. К 1939 миссия капуцинов византийского обряда в Польше насчитывала 7 свящ., 2 диаконов и 15 братьев-монахов. В Эстонии по приглашению апост. администратора Э. Профиттлиха в нач. 1930-х капуцины визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После занятия сов. войсками терр. Эстонии и Польши во время Второй мировой войны миссии капуцины визант. обряда были закрыты, а монахи, большинство из которых были голландцами, вернулись на родину. В 1940-е ими были созданы несколько пастырских центров для русских беженцев и эмигрантов в Нидерландах.

С кон. XX в. капуцины ведут активную деятельность на терр. Украины, где ныне монахи ордена несут служение в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске; епископом-ординарием Харьковско-Запорожской епархии стал о. Станислав Падевский OFMCap. С авг. 2003 капуцины работают в Воронеже, где они организовали жизнь катол. общины; в этом приходе служат свящ.-капуцин Виктор Свидерский (настоятель) и Марек Бакежинский; 3.10.2004 в этом городе состоялось освящение катол. часовни Пресвятой Девы Марии Заступницы. В 2004 капуцины Украины и России образовали вицепровинцию ордена.




Теги: , ,

<