Христианство Иудаизм Синтоизм Буддизм Сикхизм Древнеегипетский символ Конфуцианство Индуизм Даосизм Зороастризм Ислам Джайнизм

Канонизация



Изображение: 
Канонизация

Канонизация (лат. от греч. "узакониваю") —  это узаконение, через особое постановление высшей церковной власти, чествования Церковью умершего подвижника веры и благочестия как святого. Согласно Н. Н. Глубоковскому, все Христианские Церкви (кроме протестантов) учат, что христиане, совершеннейшие по жизни и оказавшие великие услуги Церкви своей деятельностью, по кончине своей, как особенно угодившие Богу, удостаиваются особенной Божьей благодати и в сонме небожителей образуют особый класс — "святых человеков", которые молятся перед Богом за живых собратий своих по вере и которым последние со своей стороны должны воздавать молитвенное чествование. Для того чтобы чествование воздавалось лишь лицам действительно святым, необходимо властное руководство Церкви. В ранней Церкви ветхозаветные патриархи или праотцы, ветхозаветные пророки, новозаветные апостолы и мученики уже изначально признавались святыми, так что отдельных постановлений о причислении их к лику святых не требовалось; дело ограничивалось внесением их имен, с ведома или по распоряжению местного епископа, в диптихи и синодики и регламентацией церковных празднований во дни их кончины. С течением времени из диптихов и синодиков имена святых были выделены в особые сборники — менологии (месяцесловы) и календари, которые сначала в каждой епархии были свои. Историческое свидетельство о вселенском чествовании всех апостолов встречается не ранее 4 в.; об общецерковном празднике в честь всех св. мучеников в первый раз говорится в одной из проповедей Иоанна Златоуста, т. е. также в 4 в. К тому же времени относится установление ряда церковных празднеств как в честь событий из жизни Иисуса Христа и Богоматери, так и в честь святых. Установление празднеств в честь святых, исходившее от высшей церковной власти, и составляет существовавший в древней Церкви вид канонизации святых. В том же 4 в. обозначаются две новые категории святых, признание которых таковыми могло состояться лишь на основании их личных качеств и заслуг: 1) преподобные, т. е. святые из иноков-подвижников, 2) святые отцы Церкви и вообще святые иерархи. Некоторые преподобные, прославившиеся прозорливостью и чудесами, провозглашались святыми самим народом; иногда даже при жизни в честь их строились храмы (напр., императором Маркианом в честь преподобного Вассиана). Большей частью преподобные делались сначала святыми местночтимыми (в своих монастырях или в целых епархиях), а затем и общечтимыми, по мере того как распространялись вести о совершенных ими при жизни или после смерти чудесах или о нетлении их останков. С большей легкостью совершалось причисление к лику святых лиц высшей церковной иерархии: так, все архиепископы константинопольские, начиная с Митрофана (315—325) до Евстафия (1019—1025), значатся святыми в святцах Константинопольской Церкви, за исключением тех из них, которые были осуждены как еретики или почему-либо удалены с кафедры. Сверх тридцати первых пап, причисленных к лику святых потому, что все они скончались мученически, к местночтимым святым Рима отнесены двадцать шесть пап, следовавших один за другим с 296 по 526. Еще одну категорию святых древней Церкви составляют прославившиеся благочестием и заслугами перед Церковью цари — равноапостольные Константин и Елена, царицы Феодора, Пульхерия и Феофано, царевны Сосипатра и Анфуса. Не ранее 11 в. императором Василием (976—1025) издан был общий менологий всех святых, чтимых на всем пространстве Греческой империи. Этот менологий лег в основу позднейших "святцев Константинопольской Церкви", вошедших в состав "святцев" Киево-Печерской лавры. Общие правила, которыми традиционно руководилась Русская Церковь при канонизации своих святых, были следующие. Главным основанием, по которому Церковью начиналось дело о причислении того или иного подвижника к лику святых, служил во все времена дар чудотворений, проявленный при жизни или смерти, а также (не всегда) — нетление телесных останков. Самая канонизация имела три вида. Подвижники благочестия признавались святыми: 1) местными в тесном смысле слова, в монастырях или иногда в приходских церквах, где почивали их останки; 2) местными в широком смысле слова, т. е. чтимыми в целой епархии или, по крайней мере, в епархиальном городе; 3) общецерковными. Право канонизации местночтимых святых принадлежало епархиальному епископу, с ведения митрополита (позже — патриарха) всея Руси, право признания общецерковными святыми — самим митрополитам или патриархам, при участии собора русских иерархов. Местная епархиальная власть, получив сведения о чудесах при гробе почившего подвижника и о начавшемся молитвенном чествовании его местным или пришлым населением и лично или через доверенных удостоверившись в действительности чудес (а часто — и в нетлении мощей), назначала торжественное богослужение в храме, в котором или близ которого находились телесные останки почившего; затем устанавливалось ежегодное торжественное церковное празднование его памяти в день его кончины или открытия мощей, составлялась особая служба (большей частью — с каноном и акафистом) в честь святого, а также его "житие" с изображением его чудес, удостоверенных формальным дознанием церковной власти. Одновременно с тем выносились из могилы его телесные останки и полагались в храме в особом украшенном гробе-раке открытыми или закрытыми, иногда под спудом, т. е. под полом храма.

Понятие и акт канонизации. Акт канонизации можно понимать двояко: а) он есть признание Церковью известного умершего члена ее святым, праведным, т. е. угодным Богу, достигшим вечного блаженства; установление культа при таком понимании является только необходимым следствием факта признания объективной святости лица; б) он есть предписание или допущение Церковью чествования умершего члена ее (установление культа); святость канонизуемого (не объективная, а убеждение в святости или вере в нее) представляется уже как предположение или условие канонизации При первом понимании канонизация будет объявлением прежде существовавшего факта (акт декларативный); при втором она создает новый факт, до нее не существовавший (акт конститутивный).

Предположения и условия канонизации. Предположениями канонизации в Католической Церкви признаются: 1) принадлежность к Церкви, 2) возраст разумения и способность различать Добро и Зло, 3) смерть канонизуемого (канонизация может быть только после смерти). В Греческой и Русской Церквах не установлено никаких предположений; первое как необходимое не может быть обойдено; относительно остальных вопрос может быть решен только положительными определениями самой Церкви.

Условия канонизации в Католической Церкви: 1) святая жизнь и 2) проявление чудодейственной силы. Признаки святой жизни заключаются в т. н. героических добродетелях, т. е. в таких добродетелях, которые, превосходя естественные силы человека, являют высшую ступень совершенства и потому выделяют их обладателей из многочисленного сонма обыкновенных праведников. К героическим добродетелям относятся три богословских добродетели — вера, надежда и любовь, и четыре основных — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность, с их предположениями и следствиями. Все добродетели должны быть проявлены не в единичных случаях, а в большом их числе, действительно героически, добровольно и с радостью. Но по отношению к кардинальным добродетелям считается достаточным, если подвижник благочестия обнаружил те из них, которые были наиболее свойственны и приличны его положению. Признание наличности чудодейственной силы регламентируется следующими положениями: требуются не прижизненные чудеса, а посмертные; когда беатификация имела место при наличии культа с незапамятных времен или по упущению, для канонизации требуются четыре чуда, установленные посредством показаний свидетелей и очевидцев. Вообще чудеса могут быть удостоверяемы только очевидцами.

В Греческой Церкви при канонизации условия были следующими: святость жизни и чудеса. Более точных определений признаков святой жизни, а равно требований относительно количества чудес и способа удостоверения нет.

В Русской Православной Церкви условиями (мотивами) канонизации к общему празднованию были: 1) обретение мощей, 2) чудеса, 3) святая жизнь.

В Католической Церкви процесс беатификации (предваряющий канонизацию) слагается из генеральной и специальной инквизиций. Они имеют место потому, что процесс епископский имеет значение только для предварительного осведомления папы, которому исключительно и принадлежит право на канонизацию. Генеральная инквизиция имеет целью выяснить общие вопросы о славе, святости, чудесах и проч. Специальная инквизиция исследует, доказаны ли требуемая святость и надлежащее количество чудес данного подвижника. В обоих случаях сведения добываются через епископов мест, где подвижник жил, умер, творил чудеса и где вообще о нем можно что-либо узнать. Правильность производства и материальные результаты его выясняются в состязательной форме.

Процесс канонизации аналогичен беатификации. Начинается он ходатайством прокуратора и подачей материала в конгрегацию обрядов. После рассмотрения вопроса в конгрегации, папа, если соглашается на возбуждение дела, дает последней поручение. Так же, как при беатификации, собираются необходимые сведения через подлежащих епископов. После поступления производства последних оно проверяется с точки зрения формальной правильности его и по отношению к его материальным результатам. Постановления о беатификации и канонизации делаются в консистории. Опубликование беатификационных и канонизационных актов совершается с особым торжеством по специальным чинам. Наряду с описанным порядком канонизации и беатификации существует и иной порядок: папа без предшествующего формального производства делает распоряжение о праздновании святому или блаженному.

В Русской Церкви дознание, предваряющее канонизацию, имело и имеет своим предметом обследование останков святого (мощи) и чудес. Это дознание носит старинное название "обыск". Цель обыска по отношению к чудесам — установить их наличие и достоверность; по отношению же к мощам — выяснить их подлинную принадлежность канонизуемому святому, нетленность или вообще их состояние, и принять меры к их сохранности в первоначальном виде (опись, опечатание). "Обыск" производится комиссией, но состав ее, а равно и требования, каким должны удовлетворять ее члены, не определены какими-либо постоянными правилами.

Католическое деление святых на "святых" и "блаженных", "прошедших беатификацию", имеет своим следствием различие в их культе. Первые признаются и должны быть признаваемы за святых всеми членами Церкви; они призываются в публичных молитвах во всей Католической Церкви как ходатаи пред Богом; в их память могут быть освящаемы Церкви; память каждого из них Церковь празднует один или несколько дней в году; изображения святых со знаками святости (венец, нимб — лучи вокруг головы) могут быть выставляемы во всех церквах и почитаются, как иконы; останки святых ("реликвии") открыто выставляются в церквах для поклонения верующих. Культ блаженных имеет более ограниченный объем. Существенное его отличие от культа святых состоит в том, что он не может быть предписан для целой Церкви, он только допускается в таких пределах (очень редко). Запрещается расширять публичное отправление культа блаженного за пределы, в которых этот культ дозволен. Изображения и реликвии блаженных без особого дозволения папы не могут выставляться в храмах и ораториях, особенно где совершается месса. Также требуется особое разрешение папы на освящение престолов и на празднование в честь блаженных, на дневные службы им и на призывание их в публичных молитвах.

В Православной Церкви различаются святые общие и местные. У православных титул "блаженных" прилагается собственно лишь к некоторым (католическим) святым, чтимым издревле, но в плане теоретических воззрений не непререкаемых (напр., Августин — см.).
 




Теги: ,

<