Космология Веры Бахаи
- Религия:
- Раздел:

Вера бахаи (от араб. «????» – слава, блеск) – монотеистическая религия, возникшая в Персии в середине XIX века. Представляет собой органическое единство двух религиозных феноменов: баби (1844, основатель – сейид Али Мухаммад Ширази (1819 – 1850), известный как Баб (араб. «???» – врата)) и собственно бахаи (1863, основатель – мирза Хусейн-Али-и-Нури (1817 – 1892), известный как Бахаулла (араб. «???? ????» – слава Божья)). Вера бахаи насчитывает, по разным оценкам, от 6 до 8 миллионов последователей, широко распространена географически и динамично развивается.
Вопросы космологии религии бахаи еще не получили фундаментального изучения, а в русскоязычном бахаиведении и вовсе фактически не становились предметом отдельного исследования. Это обстоятельство можно объяснить тем, что космология – достаточно абстрактная часть вероучения, тяжело поддающаяся верификации (особенно космогенез) и не всегда очевидно связанная с практикой того или иного религиозного движения, в то время как на протяжении всей короткой истории бахаиведения исследователи основное внимание уделяли социально-этическим аспектам вероучения бахаи. Западное бахаиведение в большей степени ориентировано на рассмотрение веры бахаи как собственно религиозного феномена, однако, несмотря на появление ряда статей[1], космологические аспекты бахаизма не вызвали широких и принципиальных споров (например, исламоведческая дискуссия о суфийских терминах «хахут», «лахут» (?????), «джабарут» (?????), «малакут» (?????) и «насут» (?????) в бахаиведении представлена одной расставившей все точки над «i» в отношении бахаизма статьей[2]Хуана Кола[3](JuanRicardoCole)). К тому же в качестве основных источников космологических представлений бахаи, как правило, называют ранние произведения Бахауллы, такие как «Четыре долины» (???? ????) и «Семь долин» (??? ????), которые исследователи обычно не относят к числу ключевых бахаистских текстов и, соответственно, уделяют им меньше внимания. Также следует отметить, что, как и в случае с многими другими аспектами вероучения, космологии специально не посвящен ни один из переведенных на русский язык священных текстов бахаизма, поэтому картину мира бахаи необходимо составлять из различных отрывков многих текстов, написанных в разное время и адресованных разным людям в связи с теми или иными обстоятельствами. Такие нечасто встречающиеся, но важные космологические тексты, как «Скрижаль Любой Пищи[4]» Бахауллы [11] и «Скрижаль Вселенной» Абдул-Баха [8] (сына Бахауллы, работы которого также считаются священными в бахаизме) имеют лишь предварительный и неофициальный перевод на английский язык. Целью данной работы является описание космологии бахаизма и определение ее основных характеристик.
Как было замечено, обычно к числу космологических текстов бахаи относят «Четыре долины» и «Семь долин». Эти ранние мистические тексты были написаны Бахауллой во время отшельничества в горах Курдистана близ пустыни Сулеймании, где он общался преимущественно с накшбандскими суфиями[5], которые, как полагают некоторые исследователи, могли оказать влияние на основателя веры бахаи[6].
Следующий фрагмент писаний Бахауллы (26-й стих «Семи долин»), как правило, служит отправной точкой в описании космологии бахаи:
Хотя Божественные миры бесконечны, некоторые считают, что их четыре: мир времени (заман), то есть такой, у коего есть и начало, и конец; мир длительности (дахр), у коего есть начало, но чей конец не явлен; мир вечности (сармад), чье начало скрыто, но о коем известно, что он конечен; и мир бесконечности (азал), начало и конец коего равно незримы. О сем есть много разнящихся утверждений, однако их подробное изложение было бы утомительным. Так, иные говорили, что мир вечности не имеет ни начала, ни конца, а мир бесконечности именовали невидимым и неприступным Эмпиреем. Иные называли их мирами Небесного Двора (Лахут), Горнего Неба (Джабарут), Царства Ангелов (Малакут) и тленного мира (Насут)[7][3].
Как мы видим, Бахаулла здесь прямо не утверждает, как устроен, по его мнению, космос. Он лишь приводит различные точки зрения по этому вопросу. Тем не менее, представление о четырех мирах (???? ???? – буквально: четырех ступенях, рангах, качествах) является общепризнанным в бахаизме (в качестве критерия общепризнанного в данном случае мы рассматриваем написанную, вероятно, самими бахаи статью «Космология бахаи» в англоязычной Википедии [10]). Возвращаясь к вопросу о беспредельности (пространственной) и бесконечности (временной) миров, приведем слова Абдул-Баха:
…во вселенной Бога, которая явлена в наивысшем совершенстве, красе и величии, бесконечно число сияющих звезд материального мира! Представим же, сколь беспредельны и бесконечны миры духа, которые есть основа основ [1, с. 201].
Абдул-Баха указывает на оба качества нематериальных миров. К этим характеристикам можно добавить и свойство неисчислимости (количественной бесконечности), о которой писал Бахаулла в «Сурий-и-Вафа»:
Знай, воистину, что Божии миры неисчислимы и бесконечно разнообразны. Никто не в силах счесть их или постичь, кроме Бога, Всезнающего, Премудрого [4, с. 164].
Здесь мы можем выделить первую характеристику космологии бахаи, а именно ее плюральность. Согласовать представления о множестве миров и четырех мирах можно при уже указанном переводе выражения « ???? ????»как четырех ступеней. Тогда эта идея будет указывать не на плюрализм космологии бахаи, а на такую ее характеристику, как иерархичность.
Таким образом, структура космоса согласно вере бахаи изображается в виде стадий восхождения к Богу через различные миры (рис. 1[8]).
На вершине этой иерархии находится трансцендентный единый Бог. Это Хахут, то есть сфера (realm) непознаваемой сущности Бога.
Далее следует первая стадия восхождения к Богу, мир Лахут, то есть сфера божественного сознания. Бог как Лахут есть Логос, Божественный Разум, Первичная Воля, Язык Величия. Эту реальность в языке бахаи также называют первой манифестацией[9].
Вторая сфера – Джабарут, Всевышний Рай. Это мир силы (джабр) и повеления (амр), Божественных Имен и Атрибутов и царства ангелов.
Третья сфера – Малакут, также включающая царство ангелов, известна среди современных бахаи как Царство Абха. Об умершем человеке говорят как об отправившемся в это царство. Таким образом, душа человека после смерти именно со стадии Малакут начинает развиваться и восходить к Богу.
Четвертая сфера – Насут, физический мир, то есть мир природы и человека. Таким образом, физический мир является лишь частью миров Бога, которые человеческим разумом полностью не познаваемы, т.к. непознаваема сущность Бога. Здесь мы можем отметить такую характеристику космологии бахаи, как ограниченная познаваемость. Представляется, что именно по причине наличия этой характеристики в теологии бахаи космологические вопросы (особенно не относящиеся к физическому миру) нельзя назвать активно и глубоко не разрабатываются.
Согласно Майклу МакКэррону, космос бахаи – это символический космос[10].Символизмкосмологии бахаи был вызван стремлением Баба и Бахауллы «объяснить глубокие материи религии через аллюзии и аналогии» [20]. Основатели веры бахаи, как и суфии или исмаилиты[11], выступали за аллегорическое толкование Корана, что и нашло свое отражение в построенной ими космологической концепции. Важно при этом, что используемые суфийские термины получают иное осмысление. Например, «манифестация» у суфиев (таких как аль-Джами) – акт творения, то у бахаи – само творение. К тому же, Бахаулла, как правило, использовал не этот термин (tajalla), а скорее «эманация» (ishraq, zahara).
Творение, как выразился Бахаулла и повторил Абдул-Баха, «никогда не начиналось и никогда не закончится» [16, XXVI, p. 61; 8, p. 220]. Целью такого постоянного творения является познание Бога[12].
В утверждении сына Бахауллы проявляется определенная нетривиальностькосмологии бахаи. Как и в других авраамических религиях, Бог рассматривается как Творец Вселенной. Однако Вселенная понимается как не имеющая начала и конца, то есть бесконечная и вечная. Существование вечно и непрырывно, поэтому Вселенная не придет в беспорядок и не окажется разрушенной [1, с. 127]. Таким образом, в космологии бахаи нельзя буквально говорить об акте, этапах или длительности творения. Аллегорическое толкование писаний бахаи относят не только к своим священным текстам, но и писаниям иудаизма, христианства, ислама, зороастризма, индуизма и буддизма. Поэтому такие выражения, как «дни творения», «конец света», «ад и рай» и т.д. рассматриваются как символы. Соответственно эсхатология бахаизма не предполагает «конца света», «судного дня» и т.п., что характерно для авраамических религий.
Креационизм бахаизма, при котором «творение никогда не закончится» можно назвать стремящимся к согласованию с идеей эволюции. Однако здесь эволюция понимается лишь как развитие сотворенного мира и не предполагает, например, идеи изменения видов или происхождения человека от животного. Космология, как и все вероучение бахаи, характеризуется сциентизмом[13], однако Абдул-Баха о господствующей сегодня теории эволюции отзывался как об ошибочной, к пониманию чего, по его мнению, ученые придут в будущем. Здесь же можно отметить и тот факт, что можно назвать не имеющими сегодня достаточного и широко признанного научного обоснования представления бахаи о трансмутации элементов[14] и существовании живых существ на иных планетах [16, p. 162 - 163].
Итак, идея эволюции задает прогрессивное, линейное понимание истории в вере бахаи[15]. Однако идея Манифестаций (лежащая в основе концепции Вечного Завета) дополняет эту линейность циклическим компонентом. Здесь речь идет о неких циклах пророков, в частности, цикле Адама и цикле Бахауллы. При этом посланники Бога рассматриваются как подтверждающие сущность учения предыдущих и являющиеся их своеобразным «вторым пришествием», но приносящие социально-этическое учение, соответствующее духу времени.
В этом совмещении цикличности и линейности видится характерное для персидских мистиков разделение времени на объективное, земное (zamanafaqi) и субъективное, духовное (zamananfusi). Как отмечает узбекский исследователь Б. Сидиков, наиболее развитые идеи о цикличности времени в исламе встречаются у исмаилитов [7,с. 122], которые, по мнению ряда исследователей (П. Л. Бергер, И. В. Базиленко), оказали влияние на Баба. В этом смысле суфии и исмаилиты противостояли средневековой мусульманской философии, согласно которой из конечности вещей следовала и конечность времени (аль-Кинди [7, с. 123]). Поэтому для бахаизма характерна ориентация в будущее (в частности, на построение «Нового мирового порядка Бахауллы» и ожидание следующего пророка).
В заключении можно сказать, что космология веры бахаи характеризуется плюрализмом, иерархичностью, символизмом и определенным сциентизмом. По вопросу о нетривиальности космологической концепции бахаизма в бахаиведении в зависимости от ориентации авторов сложилось две позиции: согласно первой, космологические представления бахаи представляют собой заимствование суфийских, исмаилитских, шейхитских[16]и даже неоплатонических[17](М. Фостер [15]) утверждений либо их ревизию; согласно второй, космология бахаизма принципиально отлична от исламской и представляет собой достаточно независимую и оригинальную концепцию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Абдул-Баха. Ответы на некоторые вопросы. – СПб.: Единение, 1995. – 240 с.
2. Базиленко И. В. Краткий очерк истории и идеологии бахаизма (XIX – ХХ вв.) // abc-globe.com/bahaizm.htm
3. Бахаулла. Семь Долин и Четыре Долины // lib.ru/BAHAUL/sevenval.txt
4. Бахаулла. Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас. СПб.: Единение, 2004. – 240 с.
5. Карл Э. Суфизм. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
6. Китабе Акдес. «Священнейшая книга» современных бабидов. Текст, перевод, введение и приложения А. Г. Туманского. – СПб.: б.и., 1899. – 160 с.
7. Сидиков Б. Время в исламе (Осмысление времени в Коране, суфизме и средневековой мусульманской философии) // Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001. С. 114 – 128.
8. Abdu’l-Baha. Lawh-i-Aflakiyyih (Tablet of the Universe). Anonymous and provisional translation, possibly by Keven Brown, taken from Makatib-i Abdu’l-Baha, vol. 1, p. 13-32.
9. Abdu’l-Baha. The Promulgation of Universal Peace // reference.bahai.org/en/t/ab/PUP/
10. Baha’i Cosmology /en.wikipedia.org/wiki/Bahá'í_cosmology
11. Bahá’u’lláh. Tablet of All Food // bahai-library.org/provisionals/food.html
12. Cole J. Bahá’u’lláh and the Naqshbandi Sufis // Studies in Bábí and Bahá’í History, vol. 2: From Iran to East and West, p. 1 – 30.
13. Cole J. The Concept of Manifestation in the Baha’i Writings // www-personal.umich.edu/~jrcole/bhmanif.htm
14. Collins W. P. Sacred Mythology and the Baha’i Faith // Journal of Baha’i Studies. Vol. 2, number 4 (1990).
15. Foster M. A. Neo-Platonism: Framework for a Baha'i Ontology // bahai-library.com/unpubl.articles/neoplatonism.framework.html
16. Gleanings from the Writings of Baha’u’llah // reference.bahai.org/en/t/b/GWB/
17. Lehman E. D. Cosmology and the Bahá’í Writings // planetbahai.org/cgi-bin/articles.pl?article=222
18. Ma’sumian B. The Realms of Divine Existence as described in the Tablet of All Food // Deepen magazine 3.2.2 (Summer 1994), p. 11-17.
19. McLean J. Prolegomena to a Baha’i Theology // Journal of Bahá’í Studies, 5:1 (1992).
20. McCarron M.The Baha’iyya and Sufiyya Symbolic Cosmology / bahai-library.com/unpubl.articles/sufi.bahai.cosmology.html
SchaeferU. Baha’i Ethics in Light of Scripture: An Introduction. Vol. 1. Doctrinal Fundamentals. George Ronald, Oxford, 2008. – 416 p.
[1]Уильяма Коллинза (W. Collins) [14], Марка Фостера (Mark Foster) [15], Дэйла Лемана (Dale Lehman) [17], Биджана Масумъяна (Bijan Ma’sumain) [17], МакКэррона (McCarron) [20] и др.
[2] В статье «Бахаулла и Накшбандские суфии» [12] Х. Кол показал, что в эти понятия Бахаулла вкладывал совершенно не суфийский смысл. Особенно эти разночтения касались понимания термина «хахут», то есть фактически принципиального вопроса о соотношении Бога и творения, по которому Бахаулла отрицал монизм или пантеизм. Несогласие основателя веры бахаи с этим орденом проявлялось даже в относительных мелочах, например, в вопросе о музыке и танцах. Накшбанди не одобряли это занятие [5, с. 102], а Бахаулла разрешил [6, с. 14]. Однако общение с накшбандскими суфиями оставило «неизгладимый след в работах Бахауллы» [12, p. 21].
[3] Хуан Кол (р. 1952) – американский историк Ближнего Востока, с 1995 г. профессор университета Мичигана, один из крупнейших современных бахаиведов. В 1996 г. официально заявил о выходе из движения бахаи, после чего написал ряд критических статей о своем бывшем вероисповедании.
[4]Данный текст представляет собой аллегорическое толкование айята 93 суры 3 «Аль Имран», начинающегося со слов «любая пища была дозволена сынам Исраила» (перевод Э. Кулиева).
[5]Накшбанди – один из суфийских тарикатов, названное в честь шейха Бахауддина Накшбанда. Среди особенностей этого братства возведение своей духовной генеалогии к Абу Бакру, а не имаму Али, а также безбрачие.
[6] Текст «Семь Долин» написан в ответ на вопросы шейха Мухиддина, увлекавшимся суфизмом судьи из города Ханакин. «Четыре Долины» обращены к ученому шейху суфию Абд ар-Рахману из Киркука [3]. В обоих работах Бахаулла обильно цитирует суфийскую поэзию, и в целом текст строится «на фоне суфизма». Однако в ряде вопросов (например, о приоритете Законов Веры или мистического пути в поисках Истины) основатель бахаизма скорее полемизирует с некоторыми суфиями, нежели соглашается с ними. В своей крайне неоднозначной монографии И. В. Базиленко писал, что «космогонические теории, идея прогресса - развития человечества превосходящими эпохами - были заимствованы у Баба, который активно эксплуатировал идеи предшественников-шайхитов, восходящие к более ранним представлениям, в том числе и к исмаилитской доктрине» [2] .
[7]
?? ????? ???? ?? ?????? ??? ? ??? ???? ???? ???? ??? ???????? ????
???? ? ?? ???? ?? ?? ???? ?? ???? ? ??? ???? ? ???? ??? ???
???? ????? ???? ? ???? ???? ????? ? ???? ???? ?? ????? ?????? ????
? ???? ????? ??? ? ???? ??? ?? ?? ????? ?????? ??? ? ?? ???? .
??? ?? ?? ??? ?????? ?????? ????? ??? ??? ????? ??? ??? ?????
?????? ?????? ???? ???? ???? ?? ?? ????? ? ????? ??????? ? ???? ??? ?? ???
???? ?? ???? ??? ???????? ? ???? ????? ????? ? ????? ? ?????
? ?????
Среди возможных вариантов перевода можно отметить следующее: бесконечный/бесчисленный, постоянный/вечный, вечный/бесконечный, не усматриваются/незримы. Ср. каноническийанглийскийперевод: Although the divine worlds be never ending, yet some refer to them as four: The world of time (zaman), which is the one that hath both a beginning and an end; the world of duration (dahr), which hath a beginning, but whose end is not revealed; the world of perpetuity (sarmad), whose beginning is not to be seen but which is known to have an end; and the world of eternity (azal), neither a beginning nor an end of which is visible. Although there are many differing statements as to these points, to recount them in detail would result in weariness. Thus, some have said that the world of perpetuity hath neither beginning nor end, and have named the world of eternity as the invisible, impregnable Empyrean. Others have called these the worlds of the Heavenly Court (Lahut), of the Empyrean Heaven (Jabarut), of the Kingdom of the Angels (Malakut), and of the mortal world (Nasut).
[8] Схема заимствована из работы Джека МакЛина «Пролегомены к теологии бахаи» [19].
[9] Термин «manifestation» (проявление) активно используется в языке бахаизма (по Х. Колу [13], является ключевым понятием метафизики бахаи) и, как правило, указывает на Посланников/Пророков. Удо Шефер выделяет такие словоупотребления в значении манифестации, как «Посланник Бога»; «Божественный Наставник»; «Зеркало Бога»; «эманация» (указывая, что бахаистский концепт эманации нельзя ассоциировать с монизмом или пантеизмом); «наивысшее царство» (в иерархии царство минералов – царство растений – царство животных – человек – манифестация Бога); «всезнающий целитель» и т.д. [21, p. 401]. Согласно МакКэррону [20], в текстах бахаи термин «манифестация» соответствует обычно переводимому как «теофания» слову «????» (tajalli).
[10]Космологический символизм нашел отражение, например, в цветовом символизме. Так, белый цвет в культуре баби и бахаи символизирует Хахут и Лахут, желтый – Джабарут, зеленый – Малакут, красный – Насут.
[11]Исмаилизм – совокупность религиозных движений в шиитском исламе. Ключевой для исмаилизма является идея седьмого «скрытого имама» Исмаила, который должен вернуться как мессия («Махди»).
[12] Об этом свидетельствует короткая ежедневная молитва бахаи: «Я свидетельствую, о мой Боже, что ты сотворил меня, дабы я познал Тебя и поклонялся Тебе».
[13]Здесь под этим термином понимается стремление показать непротиворечивость научных и религиозных представлений
[14] Эти трансмутации (например, меди в золото) часто понимаются метафорически.
[15] Идею непрекращающегося творения как говорящую об эволюционном характере Вселенной развивает Дэйл Леман [17].
[16]Шейхизм – движение в шиитском исламе, созданное шейхом Ахмедом Ахсаи (1744 – 1827). Основной особенностью шейхизма было ожидание появления посредника («Врат») между людьми и махди. В 40-х гг. XIX века движение шейхитов распалось.
[17]Неоплатонизм – одно из направлений античной философии, в основу которого легло учение Платона. Одно из центральных понятий этой философии – эманация как некое излияние Единого (Абсолюта, Блага) вовне. Неоплатонизм оказал сильное влияние на средневековую арабскую философию.
Теги: Бахаи, космология бахаи,